26 Апрель 2024
 

Соблазн

last_temptation_of_christ!


Каким должно быть христианство, чтобы не отпугивать молодых людей, ищущих путь к вере? Оно должно быть настоящим. Цветочки, образки, статуэтки Богородицы с умилительным лицом, портрет Иисуса с разноцветными лучиками, выходящими из сердца – это достойные проявления благочестия, но это далеко не все христианство.

В молодежной среде редко услышишь разговоры о Боге и Церкви. Большинству это не интересно. Многих это просто раздражает. Когда я встречаюсь с моими неверующими знакомыми, с обычными школьниками и студентами, я не могу не замечать враждебности многих из них по отношению к религии. Это, главным образом, относится к религии в ее традиционном понимании, прежде всего к христианству. К разного рода суррогатам религии, таким как оккультизм (магия, гадания, астрология) отношение куда более спокойное. Более того, к этой области молодые люди обычно проявляют уважение и интерес.

Почему? Уже не первый год меня мучает этот вопрос. Почему любое слово, сказанное о Боге вызывает у большинства молодежи столь болезненную реакцию? Что их так отталкивает? Современное христианство для молодых людей не интересно, оно лишено романтики. Это порождает безразличие. Но это – лишь отсутствие интереса. Откуда же берется неприязнь, открытое раздражение?

Причину такого отношения молодежи к религии и Церкви, на мой взгляд, следует искать в нас, христианах. Мы сами являемся соблазном для окружающих нас людей. И вызвано это не только нашим недостойным поведением, постоянными внутренними дрязгами, лицемерием и ханжеством. Представляется, что корень проблемы лежит глубже. Дело в самом нашем понимании христианства, в образе, который мы создаем для окружающих, сознательно или неосознанно искажая саму суть Христова учения, заслоняя ее чем-то внешним, игрушечным, слащавым.

Попробуем взглянуть на современное христианство глазами людей неверующих и вообще далеких от религии. Для них, как правило, существует три основных типа христиан.

Первый тип – это люди, более или менее регулярно посещающие церковь, ставящие свечи перед иконами, опускающие пожертвования в корзинку министранта во время воскресной Мессы, но… не проявляющие ни малейшего интереса ни к жизни церковной общины ни к учению Церкви. Когда любопытствующий спрашивает такого человека в храме: “А как это называется?”, обычно следует ответ: “Понятия не имею, я же не священник”. Таких большинство. Воскресное появление в церкви для них скорее традиция, привычка, почетная обязанность.

Второй тип – экзальтированные молодые люди, славящие Иисуса под гитару песнями не слишком богатого содержания: “Иисус, я люблю Тебя! Иисус, Ты любишь меня! Иисус Ты любишь всех!” Они прыгают, хлопают в ладоши, раскачиваются, машут руками, выкрикивают непонятные для обывателя слова: “Аллилуия”, “Осанна”, “Я спасен”, “Я родился свыше”… Весело, конечно. Понятно, люди радуются. Только странно как-то. Да и непонятно чему.

Проходя мимо такого собрания, не важно, организовано ли оно протестантскими или католическими харизматами, обычный человек ускорит шаг. Даже если он из любопытства и задержится на минуту, в голове его наверняка проскользнет мысль: “Странные ребята” или “фанатики”. Вряд ли средний молодой человек, чья душа как раз и нуждается в спасении, отнесется к этому серьезно. Подобные явления притягивают в большинстве своем людей духовно бедных, для которых смысл христианства заключается в многократном исступленном выкрикивании: “Я люблю Иисуса”.

И, наконец, классический представитель третьего типа – строгая до злобности старушка, зорко следящая за тем, чтобы кто-нибудь не зашел в храм в шапке или не встал спиной к алтарю. Конечно, мужчины в храме должны снимать головной убор, но раздражительное шипение с которым их об этом попросят надолго отобьет охоту приходить в храм тех, кто сделал это впервые.

А есть ли четвертый тип? Есть ли в Церкви веселые и жизнерадостные, суровые и аскетичные но, вместе с тем, нормальные люди? К счастью, есть и немало. Но они, как правило, где-то на заднем плане. Даже если нет – они не заметны. Бросаются в глаза, прежде всего, крайности, аномалии, но именно по ним люди и судят о христианстве.

Каким же должно быть христианство, чтобы не отпугивать молодых людей, ищущих путь к вере? Оно должно быть настоящим. Цветочки, образки, статуэтки Богородицы с умилительным лицом, портрет Иисуса с разноцветными лучиками, выходящими из сердца – это достойные проявления благочестия, но это далеко не все христианство.

Помним ли мы за этим настоящего – голого, избитого, оплеванного, перепачканного в крови Христа, задыхающегося на грубо обтесанном кресте? Это Ему, а не ношению скапулярия и чудотворных образков на шее мы обязаны своим спасением. Настоящее христианство внешне не красиво. Оно даже страшно для многих тем, что требует усилия, самоотвержения, подвига. “Царство Небесное силою берется” (Мф. 11,12). Это не слова, это – условие спасения.

Наверно, каждый человек, хоть раз задумывавшийся над религиозными вопросами пытался решить для себя проблему сути христианства. Что же здесь главное? И чем христианство отличается от других религиозных систем? На эту тему написаны тысячи книг. Люди веками вели кровопролитные войны из-за разного понимания и разного толкования учения Христова. Казалось бы, ничего нового об этом уже не возможно сказать. Да это и не нужно.

Попытки изобрести какую-то принципиально новую модель христианства, открыть в Св. Писании что-то такое, что прежде никем не было замечено обычно приводили лишь к возникновению все новых ересей. Задача состоит не в этом. Чтобы быть свидетелем Христа нужно не придумывать “свое христианство”, а, разобравшись в учении Церкви, отделить основное от второстепенного и именно с основного начинать открывать учение Христово другим людям.

Приведу пример. Многие католики сегодня занимаются распространением т. н. “марийной” литературы, посвященной явлениям Пресвятой Богородицы в Гарабандале, Меджугорье и других местах земного шара. Речь даже не о том, что в вопросе явлений и других чудес необходимо соблюдать крайнюю осторожность, тем более если они пока официально не признаны Церковью. Даже если эта литература совершенно ортодоксальна, написана хорошим языком и повествует о прекрасных вещах, начинать свое христианское свидетельство с этого, на мой взгляд, было бы ошибкой.

На практике знакомство многих людей с католичеством зачастую начинается именно с чтения “марийных” газет и другой подобной литературы. И в ней, безусловно нет ничего худого. Но разве это в католичестве главное? Главное – это Христос. Главное это то, что Бог жил на земле в образе человека, а затем умер мучительной смертью, чтобы дать нам возможность войти в подлинный вечный мир, который для нас предназначен и от которого все мы прежде отреклись.

Главное – это то, что Вселенская Церковь, которую Он основал, является не просто религиозным институтом, а живым богочеловеческим организмом в котором незримо присутствует сам Бог. Когда обычные молодые люди узнают об этом, причем не из примитивных буклетов со схемками, а из общения с неглупыми сверстниками, это обычно вызывает удивление и интерес. Появляются вопросы. “Почему ты думаешь, что Христос – Бог, а не просто человек?” “Зачем нужна была Его смерть?” “Почему Его смерть не прекратила страдание на земле?” Завязывается серьезный разговор. Так начинается миссия. Однако, множество людей живет и умирает в твердой уверенности, что католики веруют исключительно в Папу Римского и Матерь Божию Фатимскую. И это наша вина.

Ничуть не лучше дела обстоят и в православии. Там на место христианства зачастую становится национальная духовная культура, традиция (которая сама по себе прекрасна – на своем месте). Русский – значит православный. Все остальное не важно. Православное христианство – это наша русская национальная религия. Иисус Христос – наш национальный русский Бог. Это тоже один из вариантов понимания христианства. К сожалению, и он, в более изящном обрамлении, находит себе приверженцев не только среди бесноватых “патриотов”, но и среди представителей русской интеллектуальной элиты.

Не следует думать, что схожих проблем, связанных с миссионерской деятельностью и ее содержанием не существует у протестантов, любящих хвалиться тем, что только у них христианство “чистое”, “евангельское”, без примесей и наслоений. Беру на себя смелость утверждать, что в протестантизме всевозможных суеверий ничуть не меньше чем в других христианских конфессиях. Думается, здесь главная проблема в чрезвычайной упрощенности и схематизации проповедуемого христианского учения.

Протестантские буклеты внешне очень напоминают рекламную продукцию. Похожие схемки, похожие лозунги. “Купите нашу кофемолку, и вы почувствуете радость жизни!” “Уверуйте в Иисуса Христа и вы познаете истинное счастье!”. Назойливость, с которой распространяется подобная “духовная” литература, также напоминает рекламные акции. Становится не по себе, когда видишь как люди в метро, смеясь, выбрасывают на пол буклеты, полученные при входе от протестантских миссионеров. Внизу у эскалатора можно увидеть десятки грязных затоптанных и смятых бумажек, а ведь на каждой из них написано имя Христово.

Один мой знакомый, сочувствующий сатанистам, как-то сказал мне, что его религиозными пристрастиями он обязан протестантам, которые “на улице пристают – в душу лезут, достали”. Понятно, что такой липкий и примитивный образ христианства малопривлекателен. Лишенное мистики, тайны, это “христианство” напоминает пластмассовую рождественскую елку – красивую и пеструю, но не живую.

Мы все время пытаемся навесить украшения, и порой нелепейшие, на то, что прекрасно само по себе. Когда босые ирландские монахи распространяли христианство по Европе, они не оборачивали его в красочную блестящую упаковку. Может быть именно поэтому оно так стремительно побеждало и вычурное греческое и формально-юридическое римское и дикое германское язычество. Что же изменилось с тех пор?

Казалось бы, учение Христа все то же. Неужели теперь наша миссия должна быть рекламным шоу, чтобы люди уверовали и спаслись? Думаю, что нет. Напротив, всякие элементы шоу должны исчезнуть. Надо дать понять людям, особенно молодым, что христианство – это не театральное действо, не один из элементов культуры и не реклама таблеток от скуки – это серьезно. И главное здесь – Сам Христос, а не что-то еще.

Истину надо проповедовать нагой, без цветочков, иначе она будет казаться ложью. Молодые люди нашего времени способны последовать за Христом. Уверен, многие еще предпочтут Истинного Бога ложным кумирам, но только в том случае, если увидят и поверят, что наша религия – настоящая, а не замок из разноцветных кубиков.

Юзеф Дремлюг, rcatholic.website.lt

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5