20 Апрель 2024
 

Студенты учились верить у финансиста Мэдоффа

Это занятие в классе еврейской социальной философии в Иешива-юниверсити, который ведет раввин Норманн Линцер, предполагалось посвятить проблеме покаяния, но, как посчитали участвовавшие в проведении семинара 15 студентов, в данном случае масштаб подлежащих искуплению грехов был слишком велик. По их мнению, Бернард Мэдофф совершил великое множество плохих поступков: обманул и предал сотни людей, превратил в пыль доверенные ему миллиарды долларов и разрушил многие жизни. Поэтому вместо разбора идеи покаяния студенты решили выяснить, являются ли действия Мэдоффа грехом и имеет ли значение тот факт, что он еврей.

Один за другим вставали со своих мест студенты и эмоционально обсуждали хлесткие заголовки сообщений СМИ по делу Мэдоффа, пишет MigNews.com. Некоторые из них утверждали, что религиозная принадлежность Мэдоффа никакого значения не имеет, другие выражали озабоченность по поводу того, что его принадлежность к иудаизму может рассматриваться внешним миром как пятно на их собственной вере.

С тех пор как федеральная прокуратура обвинила Мэдоффа в мошенничестве, из-за которого инвесторы потеряли 50 млрд долларов, каждый день приносил еще одну болезненную новость в это самое известное в стране еврейское высшее учебное заведение – известие о том, что еще одно благотворительное учреждение еврейской ориентации оказалось в тяжелом финансовом положении, что сбережения еще одной семьи выпускников или студентов университета испарились.

Администрация, профессорско-преподавательский состав и студенты Иешива-юниверсити – расположенного в Верхнем Манхэттене кампуса на 7000 студентов – чувствуют себя преданными и обманутыми на персональном уровне, выходящем далеко за потерю 110 млн долларов, вложенных в инвестиционную фирму Мэдоффа, который состоял членом совета попечителей университета с 1996 года. Царящую в кампусе атмосферу можно охарактеризовать как смесь возмущения и опасений по поводу вероятности возрождения старых уродливых стереотипов в отношении евреев.

В учебном заведении, которое стремится не только дать своим студентам – будущим врачам, адвокатам, учителям и финансистам – академические знания, но и привить им основы этики и морали, чтобы они выполняли свои профессиональные обязанности не просто хорошо, но и в соответствии с традиционными еврейскими идеалами, неприглядная история Мэдоффа стала поучительным примером для изучения на различных курсах.

Мэдофф вышел из состава попечителей, его имя было стерто со страниц интернет-сайта университета, но в аудиториях, кафе и в электронных посланиях, которыми обмениваются преподаватели и студенты, история его взлета и падения остается горячо обсуждаемой темой.

На одном из курсов бухгалтерии студенты при участии преподавателя анализируют методы, с помощью которых Мэдоффу удавалось обойти надзор со стороны Комиссии по ценным бумагам и бирже. А на курсе еврейской философии и закона, который ведет раввин Беньямин Блех, студенты размышляют о том, не были ли при этом преданы забвению традиционные еврейские ценности ради приобретения материального благополучия.

“Сегодня это действительно самая важная для нас тема, – говорит раввин Блех, преподающий в университете 42 года. – Это уникальная возможность показать нашим студентам, что религиозный ритуал не является единственным детерминантом иудаизма, что он должен обязательно соединяться с человечностью, этическим поведением, соответствующими ценностями и, самое главное, с уважительным отношением к другим людям”.

В состав Иешива-юниверсити входит семинария, из которой вышли больше ныне действующих ортодоксальных раввинов, чем из любого другого аналогичного учебного заведения. Университет, основанный в 1886 году, сделал своим девизом ивритский термин Torah Umadda, который предполагает совместное изучение нерелигиозных наук и иудаизма. Студенты не обязательно должны быть евреями, но на начальных курсах они обязаны изучать базовые религиозные тексты.

Для Иешива-юниверсити Мэдофф был щедрым филантропом; он регулярно посещал все организуемые университетом крупные мероприятия, включая ежегодно проводимый ханукальный обед. В 2001 году Мэдофф пожертвовал большую сумму (ее размер администрация назвать отказалась) школе бизнеса Сая Симса, в которой он год назад стал председателем совета попечителей (Мэдофф ушел в отставку и с этого поста).

В 2001 году Мэдофф получил от университета почетное звание доктора, а совет попечителей избрал его своим казначеем. В том же году в совет попечителей вошел близкий знакомый Мэдоффа – Эзра Меркин, ставший председателем инвестиционной комиссии. Администрация университета инвестировала значительные суммы в принадлежащий Меркину фонд Ascot Partners, который, в свою очередь, доверил свои активы Мэдоффу. В результате университет потерял около 8 % резервного фонда пожертвований, насчитывающего 1,2 млрд долларов (После того как разразился скандал с Мэдоффом, Меркин также ушел из совета попечителей).

Ректор университета Ричард Джоэл, декан школы бизнеса и члены совета попечителей отказались дать интервью журналисту “Нью-Йорк таймс”. Но в рас-пространенном во вторник письме Джоэл попытался успокоить волнения по поводу будущего программ финансовой помощи и субсидирования исследовательских работ и объявил о том, что администрация наняла адвокатов и инвестиционных консультантов, которые должны проанализировать ныне действующую в университете политику в отношении конфликта интересов и существующую структуру его управления.

“Мы все должны использовать это время для размышления не только о наших благословениях, но и о нашей ответственности, – говорится в письме. – Это подходящее время для того, чтобы сосредоточиться на наших коренных ценностях, очистить их, практиковать их и делиться ими со всем миром”.

Но некоторые студенты, с которыми беседовал журналист Хавьер Эрнандес, говорили, что арест Мэдоффа заставил их по-новому взглянуть на эти ценности. Они подчеркивали, что ощущают двойное – даже, можно сказать, соперничающие между собой – давление: с одной стороны, желание добиться материального успеха и, с другой стороны, оставаться приверженными религиозно-этическим нормам. Некоторые молодые люди, видя, каким многообещающим может быть вознаграждение, могут выбрать “аморальный путь”, говорят они.

Раввина Блеха тоже тревожит то обстоятельство, что господствующие сегодня в еврейской общине принципы могут влиять на выбор молодыми людьми своей будущей профессии. Мало кто хочет стать учителем, большинство стремится получить более выгодную специальность адвоката или врача, говорит он. “Подняв до уровня поклонения людей с большими деньгами, мы фактически разрушаем ценности нашего будущего поколения, – сокрушается Блех. – Мы должны полностью пересмотреть наше представление о том, кого считать героями, кто наши “ролевые модели”, кого мы должны почитать”.

Эдвард Фарбенблум, занимающийся на третьем курсе юридического факультета, глядя на список благотворительных организаций, существованию которых угрожает афера Мэдоффа, задает вопрос: “Что можно сказать по поводу того, что это мошенничество так плотно переплетено с нашей еврейской общиной?” И сам себе отвечает: “Один из наших религиозных императивов – быть морально здоровым, быть примером высокоморального гражданина, а в этом деле мы стали свидетелями забвения наших религиозных идеалов”.

Линн Ливай, преподаватель отделения социальных наук, говорит, что ее студенты в классе философии и этики разбирали дело Мэдоффа сквозь призму доверия. Они задавали друг другу вопросы: Если мы не можем доверять бизнесу, почему мы должны доверять государству? Будут ли люди теперь более подозрительно настроены по отношению к еврейской общине? Как восстановить доверие к нам?

“Очень важно, чтобы студенты вели обсуждение в контексте происходящего, – отмечает Ливай. – Они видят себя потенциальными проводниками социальных перемен, и мы должны научить их в самом позитивном смысле воспринимать общественную мораль”.

Как всегда, преподаватели и студенты университета обратились к религии, чтобы укрепиться в вере и пройти через эту полосу кризиса. Раввин Шалом Карми, глава отделения Библии и еврейской философии, перелистывал страницы “Бытия”, стараясь найти подходящее место из этой главы Торы – частицу духовной истины, которая могла бы облегчить студентам проведение самоанализа. Он остановился на истории Иакова и его желании рисковать жизнью ради целости своих приобретений.

“Праведники охраняют свои деньги больше, чем свои тела, – поясняет Карми. – Если вы зарабатываете деньги честно и если эти деньги доверены вам людьми, вы должны быть очень осторожными”.

Раввин Блех, обращаясь к десяти заповедям, отмечает, что некоторые из них указывают на отношения с Богом, а другие – на отношение к окружающим нас людям. “То, что вы едите кошерную пищу и соблюдаете субботу, еще не делает вас хорошим человеком, – говорит он. – Если вы обманываете и воруете, вы не можете считать себя хорошим евреем”.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5